Испытание трансформаторного масла
Электротехническая лаборатория«КИПАРИС» производит испытание трансформаторного масла
Настоящий документ разработан для электротехнического персонала электролаборато-рии, проводящей работы по испытанию трансформаторного масла. Рекомендации настоя-щей методики распространяются на работы по испытанию трансформаторных масел лю-бого вида предназначенного для электрооборудования всех классов напряжений.
Подготовка трансформаторного масла является наиболее сложной и трудоёмкой операци-ей всего процесса монтажа маслонаполненного оборудования.
В трансформаторах мощностью несколько киловольт-ампер для отвода тепла от обмоток и магнитопровода достаточна поверхность активной части. По мере увеличения мощности трансформатора потери энергии в нём возрастают приблизительно пропорцио-нально его массе или кубу линейных размеров. Следовательно, потери в трансформаторе возрастают значительно быстрее, чем увеличивается конструктивно получающаяся поверхность охлаждения.
Одним из основных показателей, характеризующих изоляционные свойства трансформа-торных масел в практике их применения, является их электрическая прочность:
Е=Uпр/h,
где, Uпр - пробивное напряжение;
Н - расстояние между электродами.
Электрическая прочность тщательно очищенного масла значительно превосходит элек-трическую прочность газов и приближается к прочности твёрдых диэлектриков. В одно-родном электрическом поле при разрядном напряжении между электродами вначале воз-никают отдельные самоугасающие искры. При дальнейшем повышении напряжения воз-никновение искр учащается и, наконец, наступает устойчивый пробой при достаточной мощности источника в виде дуги.
Пробивное напряжение прямо не связано с удельной проводимостью, но, так же как и она, весьма чувствительно к присутствию примесей. При малейшем изменении влажности жидкого диэлектрика и наличии в нем примесей (так же как и для проводимости) резко уменьшается электрическая прочность. Изменения давления, формы и материала электродов и расстояния между ними влияют на электрическую прочность. В то же время эти факторы на электропроводность жидкости не оказывают влияния
Если приложенное к диэлектрику напряжение постепенно повышать, то при достижении определённой величины сопротивление диэлектрика сразу упадёт до нуля. Это критиче-ское напряжение, при котором диэлектрик становится проводником, определяет электри-ческую прочность масла (кВ/см). Напряжение, при котором происходит пробой масла в стандартном разряднике, называется пробивным напряжением (кВ). Чистое сухое транс-форматорное масло независимо от его химического состава имеет достаточно высокое пробивное напряжение (более 60кВ).
.Пробой масла на аппарате АИИ-70:
Оператор (испытатель) наливает испытуемое масло в фарфоровую ёмкость для испытания и устанавливает её в контакты АИИ – 70. Перед испытанием масло необходимо выдер-жать в ёмкости в течение 15-20 минут для удаления пузырьков газа, которые могли по-пасть в мало во время налива. Надев резиновые перчатки и встав на диэлектрический коврик оператор (испытатель) плавно повышает напряжение до пробоя. В процессе под-нятия напряжения необходимо постоянно производить отсчёт по прибору для определения предела пробоя. Напряжение необходимо поднимать плавно со скоростью примерно 1-2кВ в секунду, от скорости повышения напряжения сильно зависит величина пробивного напряжения. После пробоя необходимо сделать перерыв на 10 минут для осаждения образовавшихся частиц нагара с электродов на дно ёмкости. Если используются электроды плоской формы, их необходимо очистить от нагара с помощью входящей в комплект металлической пластины, толщина которой зависит от расстояния между электродами ( искрового промежутка).
Испытание производится шесть раз с записью каждого пробивного напряжения. Результирующим считается среднее значение из шести испытаний.
|